РЕПЛИКА

НИКОЛАЙ ШУМАКОВ

президент Союза архитекторов России

У Красноярска есть всё необходимое для формирования качественной городской среды, в том числе воля и понимание тех, от кого это зависит. Таково мнение руководителя Союза архитекторов России Николая Шумакова, который впервые побывал в нашем городе во время проведения второго межрегионального архитектурного фестиваля “Зодчество Восточной Сибири”. О своём видении места архитектуры в современном мире Николай Шумаков рассказал корреспонденту Красноярского издания "Городские новости" в эксклюзивном интервью.

— Вы впервые оказались в Красноярске. Каковы Ваши впечатления о нашем городе, в том числе с профессиональной точки зрения?

— Что касается вашего города, я просто поражён. Эти сопки, эта мощная река, острова, разделяющие её. Это какое-то космическое движение в пространстве. У вас есть главное — уникальный природный ландшафт. И эту ситуацию сложно испортить архитектору. Впрочем он, видя свою беспомощность, даже и не пытается это сделать. А если серьёзно, красноярские архитекторы профессионально выполняют свою работу. И слава Богу, что в Красноярске нет каких-то страшных, неосознанных действий, которые необратимо портят город, район, группу домов. Возможно, потому, что в городе не было такого строительного бума, как в Москве, которая ни в коем случае не может служить образцом для подражания. В Москве на сегодня есть целый ряд непоправимых ситуаций, которые наносят ущерб архитектуре города. У вас такого нет, и это счастье. Теперь надо поддерживать, развивать то, что может подчеркнуть уникальность города. И делать это так, чтобы в ваш город хотелось приезжать вновь и вновь. А может быть, и остаться здесь. Надо понимать, что сегодняшняя миссия архитектуры в России — создавать нормальную, комфортную, эстетически осмысленную среду, которая в конечном итоге формирует саму личность человека. Помимо семьи, детского сада, школы среда — один из важнейших факторов для этого.

— На Ваш взгляд, красноярские архитекторы понимают свою миссию?

— Более того, они очень многое делают для того, чтобы это было понятно и другим. Прежде всего хочу отметить удивительное явление, которое должно проходить в Красноярске постоянно — я имею в виду межрегиональный архитектурный фестиваль “Зодчество Восточной Сибири”. Я думаю, что сам этот фестиваль должен быть отправной точкой для диалога с властью. Архитекторы не просто показывают свои работы, но как бы говорят власти: обратите на нас внимание. Поймите, что архитектура выше не только всех искусств, но выше строительного комплекса, который складывался десятилетиями.

Я хочу особо отметить Союз архитекторов Красноярска, который буквально нечеловеческими усилиями организует и проводит этот фестиваль. Достаточно сказать, что было представлено около 70 проектов. Для сравнения — по объёму выставочной части ваш фестиваль предлагает значительно больше, чем подобный форум, который пройдёт в Москве в начале октября. В Красноярске сложилась блестящая архитектурная школа, которая оказывает влияние не только на свой город, но и на ближайшие регионы.

Хочется поблагодарить и администрацию города. Диалог между властью и архитектурным сообществом, который я увидел в Красноярске — это большой плюс. Это показывает и присутствие на фестивале мэра города Эдхама Акбулатова. Он говорил очень правильные и понятные для архитекторов вещи. Это показатель того, что городские власти понимают, что нужна качественная среда. Ведь если они не оставят после себя это, значит не оставят ничего. Понятно, что у городского самоуправления есть и другие задачи, связанные, например, с социальной поддержкой населения. Но это сиюминутные задачи, а формирование облика города — то, что достанется потомкам. Это редкое явление, когда администрация города не просто декларирует такие цели, но на самом деле заинтересована в их осуществлении.

— Одним из приоритетов нового генерального плана Красноярска является опережающее развитие общественных пространств, формирование экологического пояса. На Ваш взгляд, приоритеты расставлены верно?

— Я, конечно, не очень хорошо знаком с генпланом вашего города, но знаю те реперные точки, которые расставлены: рекреационные территории, зелёный каркас города, создание условий для формирования общественных пространств. Об этом, кстати, говорил и мэр города. И очень важно, что эти направления зафиксированы в главном градостроительном документе, поскольку теперь они из разряда деклараций переходят в сферу практической деятельности. Это очень правильно и должно быть основой для развития Красноярска. Так что вектор движения выбран абсолютно верно.

— Какова роль архитектуры в современном обществе? Считаете ли Вы, что в России эта роль сегодня полностью осознаётся?

— Архитектура в современном мире — вопрос очень широкий. Мир разный, и задачи у всех разные. Поэтому стоит сузить ответ, имея в виду только современное российское общество. Какова в нём роль архитектуры? Все мы знаем историю её развития (если можно употребить это слово) в советский и постсоветский период. В том числе и пресловутый 1955 год — знаменитое постановление о борьбе с излишествами в строительстве и архитектуре. В это время была поставлена точка в развитии градостроительства, и принципиально вопрос об этом был закрыт. Мы перешли даже не на панельное домостроение, а на панельную архитектуру, причём во всех категориях: жилые, административные, общественные здания. Всюду главенствовало одно слово: панель. Стройкомплекс благополучно подмял под себя даже понятие архитектуры, которое просто вымылось из культурного пространства. Поэтому мы получили то, что имеем. Но мы не должны были это получить. Советский, а ныне российский народ этого не заслуживает.

— Но Советский Союз вместе с упомянутым Вами постановлением давно в прошлом. А ситуация не особо изменилась. На место партийных директив пришли коммерческие интересы.

— Это история одного порядка. Ничего в нашем мире не изменилось. Не наступило то самое ожидаемое светлое завтра, которое должно было прийти на смену панели. Мы живём в том же мире, где абсолютно главенствует строитель. Это большие деньги, большой бизнес. В чём заинтересован строитель: дёшево и быстро построить и дорого продать. Такова экономическая ситуация. Но архитектор, по определению, стоит по другую сторону баррикады — ему нужно качество среды. Пока такой антагонизм существует, будет существовать и проблема. Что нужно для того, чтобы убрать эти баррикады? Необходима государственная политика, именно государственная. Не какие-то разрозненные идеи, когда получается, что в Красноярске существует одно понимание, в Иркутске другое, в Москве третье. Ведь на самом деле у всех одна и та же проблема. Сегодня мы должны не просто строить, мы должны создавать новый, привлекательный для людей облик российских городов. Но архитектурной государственной политики, к сожалению, пока нет. Говорят, что строительный бум немножко “продвинул” архитектуру. К сожалению, это совершенно не соответствует действительности. По-хорошему, нам надо было взять мораторий на проектные решения, пока не пройдёт головокружение от бешеных денег, хлынувших в строительство, и бешеных возможностей, которые можно было реализовать, но, к сожалению, во многом они реализованы бездарно. Например, в виде появления в исторической застройке каких-то нечеловеческих синих башен, которые сбивают масштаб города, масштаб места, полностью уничтожают исторический, культурный слой.

— В связи с этим ещё один вопрос. Насколько критично мы используем сегодня западные идеи в архитектуре?

— Сегодня мы позиционируем себя как открытое государство. И конечно, мы не должны возводить новую берлинскую стену и отгораживаться от опыта, как западного, так и восточного. Мы должны воспринимать всё лучшее. И мы это делаем. Но важно не перегибать палку, что мы видим на примере Москвы. Когда ставка делается на иностранных зодчих, которые не знают ситуации, не знают среды, при этом решают свои, даже не творческие, а меркантильные задачи. А мы, открыв глаза и рот, смотрим на эти произведения, которые в итоге не приживаются на нашей территории. И одновременно с этим уничтожаем профессию архитектора изнутри. Что в последнее время наблюдается? В чистом виде в стране остался один профильный вуз — Московский архитектурный. А ещё десять лет назад их было много. Сегодня они благополучно слились с более крупными институтами, университетами. И архитектурные факультеты благополучно существуют внутри какой-нибудь мясомолочной промышленности. Мы как будто вернулись на сорок лет назад. Профессионалов не готовят, а если готовят, то не в том количестве и качестве. И на самом деле это одно из следствий того, какое место занимает архитектура в обществе.

— Можно ли изменить ситуацию?

На самом деле всё зависит от нас. Поэтому и Российский, и Красноярский союзы архитекторов ставят одну согласованную задачу — поднятие престижа профессии. Именно для этого мы и проводим все наши форумы, продвигаем эту мысль на всех возможных уровнях.

 

Интервью издания Городские новости

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
выставка архитектурных произведений
18/08/2017 – 6/09/2017
Оренбург, Выставочные залы на Володарского, д. 13
выставка
20/07/2017 – 10/09/2017
МАММ, МОСКВА, УЛ. ОСТОЖЕНКА, Д. 16
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта