ПРОЕКТ

Архитектор Евгений Асс

Место — Нижний Новгород, кремль, корпус 6

Авторский коллектив — автор проекта Евгений Асс, автор проекта и научный руководитель реставрации Александр Епифанов, ГАП Григор Айказян
генеральный подрядчик — СМУ-77

Главный приз фестиваля «Зодчество» — Российская национальная премия в области архитектуры «Хрустальный Дедал» — в этом году вручена Евгению Ассу. Евгений Викторович — автор концепции и руководитель авторского коллектива, работавшего над реставрацией и приспособлением здания Арсенала в нижегородском кремле под Волго-Вятский филиал ГЦСИ. Это первый в России масштабный объект федерального значения, на котором научная реставрация проведена одновременно с приспособлением здания под современные функции.

Вспомним, что «Дедал» — не первая награда за этот объект. В 2013 году архитекторы Александр Епифанов и Евгений Асс получили премию The Art Newspaper Russia за реставрацию нижегородского Арсенала.

С 2011 года публике была доступна только треть здания — со стороны левого ризалита, а начиная с весны 2015-го Арсенал открыт в полном объеме. История же его «приручения» началась еще в конце 1990-х. На предпроектные исследования ГЦСИ собирал самых разных специалистов, в том числе по реставрации памятников и организации современных музейных пространств. Первые семинары проходили в пансионате «Мечта», и уже тогда было ощущение, что энергия искусствоведов, архитекторов, художников, дизайнеров и разных кураторов непременно воплотится в ясную практическую идею. Именно так и произошло. По словам Анны Гор, директора Арсенала, Евгений Асс как постоянный участник всех этих рабочих собраний сформулировал концепцию еще до того, как заговорили о проекте, и ему оставалось перейти от эскизов к реальным объемам. А пока готовился проект, ГЦСИ успел провести три летних выставочных сезона в обветшалом здании в кремле.

Арсенал тогда выглядел неважно. Здание выплыло из небытия сравнительно недавно, десятилетиями нижегородцы не задумывались о его существовании. Белое строение от Дмитриевской до Пороховой башни хоть и находилось в самом центре, но никого к себе не пускало: принадлежало военному ведомству и стояло за забором. Здание-призрак.

В середине 1990-х готовились отмечать столетие Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года: в Нижнем Новгороде проводился форум «Время жить в России». Тогда и задумались о дополнительных презентационных площадях. Вспомнили про Арсенал, и идея перепрофилирования военного склада в место для искусства нашла поддержку на самом высоком уровне.

И вот в 2015 году в нижегородском кремле проявилось здание, внешне соответствующее тому, что в 1843-м было построено по распоряжению императора Николая I: протяженный объем с тремя ризалитами. А началось все намного раньше: Николай I посетил Нижний Новгород за девять лет до того. Четвертый Карабинерный полк нижегородского гарнизона получил новые пушки — их хранили в сарае, а холодное и огнестрельное оружие — в подвалах кремлевских башен. Государь велел построить специальное здание, да так, чтобы оно в едином ансамбле с домом военного губернатора, сопутствующими службами и общественным садом стало обрамлением Спасо-Преображенского собора. Николай I распорядился «осмотреть во всей подробности стену крепости с арками», чтобы пристроить к ней новое здание, поэтому Арсенал — это здание-пристенок с окнами, повторяющими абрис кремлевских арок. Стены кремля включены в его конструктивную схему. В основе архитектуры здания — образцы монументальных казарм и складов эпохи классицизма. Автора проекта историки называют лишь предположительно — архитектор А.Л. Леер, а руководителя строительства — точно: председатель строительного комитета об обустройстве Нижнего Новгорода инженер-полковник П.Д. Готман.

Небольшое отличие от XIX века: в обновленном Арсенале ограждения главного входа и входы в подвальный этаж выполнены из стекла. И, конечно, появились пандусы для посетителей с ограниченными возможностями.

А вот внутри здание изменилось значительно. В публичных зонах первого и второго этажей устроена сплошная анфилада, без деления на части, как это было прежде нужно для военного хранилища. Разнообразные пространственные впечатления здесь избавлены от прежней монотонности: интерьеры по ходу меняют параметры в ширину и вверх, естественный свет из окон чередуется с искусственным освещением в замкнутых помещениях. Принципиально новое: двухсветное пространство с остекленными антресолями в центральной части здания, дополнительные конструкции-этажерки для организации рабочих мест сотрудников ГЦСИ, мансардные этажи над боковыми ризалитами (вписавшиеся в исторический силуэт здания), просторный подвальный этаж, грузовые и пассажирские лифты. Все новые части и элементы Арсенала не касаются исторических стен и выделены визуально. В результате новых обретений площадь здания увеличилась с 4000 до 7000 квадратных метров.

Достаточно продолжительный срок работ по Арсеналу связан с «земляными работами». Прежде чем устроить полноценное современное пространство, было необходимо предоставить место для работы археологов: пять сезонов на площади 2100 квадратных метров велись раскопки. Уже после этого приступили к усилению оснований, фундаментов Арсенала и кремлевской стены. Новый монолитный железобетонный каркас, воссозданная стропильная система и конструкции деревянных ферм по историческим образцам. В прежнем здании хранилища было только электричество и печки в комнатах караула. Сейчас в Арсенале — современные коммуникации.

Публика всегда отмечает в Арсенале чугунные плиты на лестничных площадках (это подлинные плиты, утраченные части восполнены образцами), кирпичные стены и своды, элегантные хай-тековские детали в интерьерах, любит длинную — на всю протяженность здания — скамью во дворе. Двор покрыт брусчаткой, а по центру, вдоль фасада проложены рельсы: по ним катится концертная сцена…

Ценно, что такое пространство многослойных ассоциаций появилось в большом, но провинциальном городе. При этом придумано и выполнено все в соответствии с передовым мировым опытом. Марина Игнатушко для Архи.ру

  

 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Форум-выставка
21/11/2017 – 24/11/2017
Дом на Брестской ул. 2-я Брестская, 6
выставка
9/11/2017 – 22/11/2017
Союз архитекторов России (Гранатный пер., д.12)
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта