ПРОЕКТ

КОНКУРСНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ «ЖЕМЧУЖИНА АНГАРЫ»

 

Архитектурного бюро «Студия 44» 

Руководитель авторского коллектива: Антон Яр-Скрябин 

Члены авторского коллектива: Илья Григорьев, Ксения Счастливцева, при участии Елены Богомаз, Веры Бурмистровой, Дарины Андреевой.

Расположение проектируемой территории и название конкурса – «Квартал XXI века» – ко многому обязывают проектировщика. Градостроительство рубежа XX-XXI веков заново открыло для себя ценность исторического города с его гуманным масштабом, разнообразной архитектурой и системой общественных пространств. Понятие прогресса перестали связывать с безликой «интернациональной» архитектурой, движение вперед стало невозможным без обращения к традиции, к национальным корням. Полностью разделяя такую идеологию, в концепции «Квартала XXI века» авторы стремились вернуть речному фасаду Иркутска былую привлекательность, композиционное разнообразие и богатство силуэта.  

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ И ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ

ЖИЛЬЕ

Жилые здания занимают более 60% отведенной под застройку территории.

Южный фронт квартала вдоль ул. Сурикова практически полностью сформирован жилыми домами (за исключением проектируемого здания питающей подстанции кабельных сетей и существующего здания Академии права, экономики и управления). По своему образу жилая застройка вдоль ул. Сурикова призвана вызывать ассоциации с крепостной стеной Иркутского Кремля. Стена не сплошная: она размыкается в створах улиц, перпендикулярных улице Сурикова, образуя входы в квартал, они акцентированы корпусами-башнями с пирамидальным завершением. Высота образующих «стену» корпусов – 4 этажа, башен – 6 этажей.

По мере продвижения вглубь квартала этажность зданий растет до 8 этажей, увеличиваются их габариты в плане, а сами планы приобретают центричный характер.

В сочетании с малоэтажной (2-3 этажа) застройкой набережной образуется ярусная композиция, типичная для старинных русских городов. Такие многоплановые ярусные композиции несли в себе определенную иерархию: в них концентрация архитектурных доминант нарастала от периферии к центру точно так же, как центральная глава храмов всегда делалась крупнее боковых. Этот прием, усиливающий эффект глубины, беспредельности города, также нашел свое отражение в настоящем объемно-пространственном решении.

 

Избранная этажность не только лучше гармонирует с существующим контекстом (6-8 этажей вместо разрешенных техзаданием 12), но и позволяет получить более комфортную и соразмерную человеку среду обитания. При этом эффективность освоения территории не снижается, так как потеря в высоте компенсируется за счет компактности / плотности застройки.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС И КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Настоящей концепцией предлагается разместить многофункциональный комплекс офисно-развлекательного назначения в реконструируемом здании котельной. Тем самым сохраняется память места, а облик квартала дополняется специфической ноткой промышленной архитектуры. Вторую жизнь можно дать и трубе котельной, обустроив в ней небольшие коворкинги. Справа и слева к реконструируемому зданию пристраиваются невысокие объемы аналогичного офисно-развлекательного назначения. Эти фланкирующие пристройки оконтуривают площадь, формируя общественное пространство перед зданием Концертного зала.

Концертный зал симфонической музыки – главный аттрактор квартала – решен на контрасте с прямоугольными формами окружающей каменной архитектуры. Сквозь прозрачную эллипсовидную оболочку просвечивает «жемчужина» зрительного зала на 1200 мест – напоминание о речном жемчуге, который когда-то добывали в Ангаре. «Раковина» Концертного зала установлена на сваях над водной гладью гаванца; вода плещется прямо за стеклянными стенами фойе, откуда открывается впечатляющая речная панорама слияния Иркута с Ангарой.

ЧУДОТВОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Проектом предусмотрено воссоздание Чудотворской церкви (Церкви Святых Прокопия и Иоанна, Устюжских Чудотворцев, Прокопьевской церкви). Утраченный храм восстанавливается на своем исконном месте, где сменявшие друг друга строения существовали с 1703 по 1930-е годы. По имеющимся иконографическим материалам воссоздается каменная версия церкви образа 1741 года. Восстанавливаемый храм будет находиться в прямой визуальной связи с ансамблем Спасских церквей, тем самым образуя важнейшую смысловую ось застройки.

НАБЕРЕЖНАЯ

На расширяемом участке набережной от Чудотворской улицы до площади перед Концертным залом выстраивается цепочка невысоких зданий торгово-развлекательного назначения (рестораны, кафе, бары, клубы и т.п.). Пространство между ними и рекой благоустраивается и озеленяется, как и продолжение Цесовской набережной, которая проходит между линией досуговых сооружений и первой линией жилой застройки. Вдоль Цесовской набережной трассируются велосипедные дорожки. Таким образом, мы получаем двойную эспланаду прогулочной набережной.

НАСОСНАЯ СТАНЦИЯ И ЭЛЕКТРОПОДСТАНЦИЯ

Инженерные сооружения – перекачивающая насосная станция «Правобережная» и электроподстанция  с питающей станцией кабельных сетей – возводятся на отведенных для них земельных участках в южной части квартала близ перекрестка улицы Сурикова и переулка Гершевича.

ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТА И ПЕШЕХОДОВ

Концепцией предполагается, что территория Квартала XXI века будет полностью пешеходной. Под всем кварталом устраивается одноэтажный паркинг для стоянки автомобилей. Автомобильное движение в створе соединяемых Нижней и Цесовской набережных запроектировано в подземном пространстве; отсюда, в том числе, будет производится загрузка / выгрузка Концертного зала и торгово-разлекательных сооружений набережной. Въезд в паркинг предусмотрен как с этой подземной улицы, так и с улицы Сурикова.

Планировочное решение квартала базируется на четкой ортогональной решетке, единственным отклонением от которой является зона Многофункционального центра, Концертного зала и площади между ними – они расположены под небольшим углом к общей системе координат. «Ковровая» застройка жилой зоны, напротив, целиком ей подчинена. Вместе с тем, постановка объемов в рамках этой жесткой «кристаллической решетки» выполнена достаточно свободно: здания местами перекрывают осевые «прострелы», местами немного смещаются с осей симметрии и т.д. Такое планировочное решение, нисколько не прерывая связности городского ландшафта, гарантирует большое разнообразие ракурсов и частую смену визуальных планов, свойственные живописным центрам исторических городов. В предлагаемой системе каждое здание, в зависимости от точки обзора, может сыграть роль архитектурного акцента.

АРХИТЕКТУРНОЕ И ОБРАЗНОЕ РЕШЕНИЕ

При построении объемов новых зданий квартала использована единая модульная сетка, призванная способствовать целостности архитектурного ансамбля и живой пульсации сгустков его наиболее композиционно выразительных построек. Благодаря такого рода размерным соотношениям в «Квартале XXI века» достигается особый эстетический эффект плавного нарастания масштабов родственных по своим общим формам архитектурных сооружений.

Гармоничному звучанию ансамбля способствуют и ритмические повторы в оформлении фасадов (пилоны, ажурные короны на ряде зданий и т.д.). «Необщее выражение лица» кварталу придают отделочные материалы. Здесь все здания нежилого назначения за исключением Концертного зала имеют кирпичную / каменную отделку, тогда как в отделке фасадов жилых домов повсеместно применяется дерево – традиционный материал русского зодчества, переживающий в наши дни свое второе рождение.       

 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Летняя школа
27/07/2017 – 7/08/2017
Кимры и Енисейск
Фестиваль
22/07/2017 – 7/08/2017
Москва, Дом творчества Суханово
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта