ПРОЕКТ

Комплексная реконструкция, реставрация и приспособление здания городской усадьбы Голицыных  (г. Москва, ул. Волхонка, д. 14, стр. 5) под Галерею искусства стран Европы и Америки XIX-XXI вв.

ООО «Театрпроект» 

Архитекторы: Ю. Аввакумов, Г. Солопов, А. Котлярский, Т. Сошенина), при участии Андрея Петренко.

Усадьба Голицыных в Знаменском переулке (г. Москва, ул. Волхонка, д. 14, строения 3, 4, 5 и 8) — комплекс зданий XVIII века на улице Волхонке, который принадлежал семейству «последнего московского вельможи» князя С.М. Голицына. Автором проекта всего усадебного ансамбля считается петербургский архитектор Савва Чевакинский. Строительство относится к 1756—1761 годам. В работе над проектом также участвовали архитекторы Иван Жеребцов и Иван Мергасов.
Первоначальный архитектурный облик сохранили лишь высокие каменные ворота с коваными створами и часть правого флигеля. В 1774 году здания усадьбы были перестроены и расширены по проекту Матвея Казакова.
В 1865 году князь Сергей Голицын-младший открыл в семейной усадьбе общедоступный музей, где были выставлены произведения искусства, привезённые из Италии его отцом Михаилом и дедом Александром Голицыными. Коллекция Голицынского музея состояла из трех разделов: западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно–прикладного искусства; античных памятников и библиотеки. Всего в Голицынском музее находилось около 700 экспонатов, а библиотека музея насчитывала более 20 000 томов. Раздел западноевропейской живописи включал около 200 живописных полотен, среди которых были работы Брейгеля, ван Дейка, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Перуджино, Пуссена и Рембрандта. Через 20 лет коллекция переместилась в императорский Эрмитаж. 
В 1918 году усадьба была занята Социалистической (позже Коммунистической) Академией. 
В 1919—1921 годах в семи комнатах особняка располагался Музей живописной культуры, который тогда возглавлял Василий Кандинский. 
В 1928—1929 годах по проекту неизвестного архитектора главный дом усадьбы был надстроен двумя этажами, в результате чего утратил фронтон. 
В 1936 Академия была расформирована. В 1941м году здание значительно пострадало после разрыва фугасной бомбы во дворе усадьбы. Послевоенный ремонт здания привел к перестройке четвертого этажа и утрате карниза и аттика.
В 1960м году постановлением Совмина РСФСР усадьба Голицына с надстройкой была принята на охрану в качестве памятника архитектуры. В настоящее время третий и четвертый этажи надстроенной части исключены из предмета охраны. 
В 2000-х годах усадьба Голицыных вместе с флигелями включена в проект Музейного городка ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

 

 

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XXI веков

После реконструкции в здание усадьбы Голицыных с надстройкой будет экспонироваться авангардная для своего времени коллекцию Щукина и Морозова, наиболее привлекательную для ценителей искусства всего мира часть своего собрания Музея. Стоимость произведений искусства, для которых реконструируется здание бывшей усадьбы, сегодня составляет не менее 10 млрд. долларов.

Выставочные помещения надстроенных этажей будут обеспечены верхним естественным светом и обладать максимальной экспозиционной свободой для будущих выставок, соответствуя современным музейным нормам экспонирования произведений искусства. Здание также должно отвечать изменившимся потребностям публики. Здесь будет мультимедийная образовательная зона, музейный магазин, кафе и ресторан с видом на Москву, в подвале будет реконструирован винный погреб князей Голицыных. 

Внешний облик Галереи искусства XIX-XXI веков синтезирует новое и старое.

Архитектурное решение предполагает тщательное сохранение и реставрацию фасадов первого и второго этажей усадьбы, приспособление под музейные нужды исторических интерьеров без искажающих внедрений инженерного оборудования, удобное анфиладное движение зрителей по выставочным залам. Восстанавливается монументальный фронтон и аттик-баллюстрада на уровне третьего этажа. Сохраняются габариты, отметки карнизов и конька существующего здания.

  

На уровне третьего и четвертого этажа монтируется своего рода "музейная витрина", светопрозрачный экран, представляющий собой легковозводимую стеклянную конструкцию, позволяющую визуально отделить исторический усадебный дом Голицыных от поздней надстройки. Фасадные ограждающие и несущие конструкции третьего и четвертого этажей демонтируются и полностью модернизируются. Выставочные залы четвертого этажа перекрывается светопрозрачным фонарем, зал третьего этажа получает второй свет.

В панораме застройки Волхонки модернизированная часть музейного здания, включающая светопрозрачную кровлю, практически совпадает по высотам со стеклянным фонарем инженера Владимира Шухова, венчающим здание архитектора Романа Клейна, и с мансардным техническим завершением Галереи искусств стран Европы и Америки (Волхонка 14 стр. 6), возвращая исторической панораме улицы ее привычный масштаб.

 

 

Конструкция светопрозрачной кровли 

Экран сконструирован как трехполосная лента, опоясывающая здание, следуя углу наклона воссозданного фронтона. Размеры составляющих полосы панелей 260х155см, что соответствует оконным проемам парадного этажа усадьбы. Панели наклонены на зрителя для исключения бликования и обеспечения прозрачности экрана. 

Складки на кровле используются для снегозадержания и отвода дождевой и талой воды. Наружный контур остекления запроектирован без алюминиевых витражных конструкций. Листы закаленного триплекса крепятся к стальной подконструкции при помощи спайдеров внахлест с продухами для обеспечения пассивного вентилирования межконтурного пространства. Теплый контур светопрозрачной кровли спроектирован из стеклопакетов с внутренним матовым и внешним светоотражающим стеклом для предотвращения перегрева музейных залов четвертого этажа. Для предотвращения возможного загрязнения поверхности панелей из просветленного закаленного стекла раз в 8-10 лет покрываются гидрофобной смолой.

Светопрозрачная кровля и двухконтурный фасад

- позволяет верхнему естественному свету проникать в выставочные залы на четвертом этаже

- обеспечивает дополнительную климатическую и шумозащиту 

- повышает уровень энергосбережения ограждающих конструкций и улучшает эксплуатационные качества объекта 

- экономит пространство для инсталляции инженерного оборудования и светотехнической арматура для архитектурной подсветки

- может быть использован как музейная рекламная установка

  

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ
Летняя школа
27/07/2017 – 7/08/2017
Кимры и Енисейск
Фестиваль
22/07/2017 – 7/08/2017
Москва, Дом творчества Суханово
Союз архитекторов России © 2011–2017 Условия использования материалов сайта